
Понятие «груз 200» на слуху, особенно, последнее время. Многие имеют приблизительное представление, о чем речь, но не знают истории и происхождения терминологии. Рассмотрим печальную историю термина.
Откуда взялось понятие?
«Двухсотый» или «груз двести» - условная кодировка, применяемая для определения тела погибшего или умершего военного при транспортировке. Сейчас применяется относительно всех убитых военнослужащих как эвфемизм. В узком смысле, так обозначается цинковый гроб с телом, в широком — просто сам погибший.
Почему 200? Терминологию связывают с несколькими версиями:
- номер бланка, который заполняли определенными данными, по форме, для перевозки погибшего;
- номер приказа Министра обороны СССР «О введении в действие Руководства по оформлению воинских перевозок в Министерстве обороны и расчётам за них»;
- по нормативному весу контейнера с телом (тело в цинковом гробу — около 200 кг), согласно Руководству по оформлению воинских перевозок в Министерстве обороны и расчетам за них, утвержденному приказом Министра обороны СССР от 8 октября 1984 года № 200.
Важно! Первая версия не имеет ничего общего с правдой, поскольку настоящий номер бланка «2».
Появилось понятие в годы Афганской войны 1979-1989 гг. За 10 лет кровопролитных боев были тысячи погибших — тела отправляли на территорию СССР, но в первые годы с транспортировкой было немало проблем: процесс был плохо организован, хаотичен, тела достигали места погребения в ужасном состоянии. Кроме того, сопровождающий контингент подвергался риску.
Переломным стал 1984 год, когда был принят вышеупомянутый приказ Министерства обороны. Согласно положениям, были регламентированы перевозки, в том числе, тел погибших. Впервые именно в этом документе появилась норма приблизительного веса цинкового гроба с покойным — 200 кг.
Интересный факт! Если верить некоторым исследователям, первый «двухсотый» был перевезен еще до приказа Министерства обороны — в 1980 году, в город Ташкент из Баграма.
С тех пор понятие «груз двести» распространилось и на погибших в других конфликтах, используется до сих пор.
Обратите внимание! При перевозке выдавали талон на 200 кг (на одно тело), если речь шла об авиационной транспортировке. Не многие знают термин «груз 300» - так называют все тот же гроб с погибшим, но перевозимый по железной дороге. В таком случае, талон был на 300 кг.
Другими словами, понятие касалось именно военных. Так было до 1988 года, когда была принята новая Инструкция о порядке оформления выдачи воинских перевозочных документов и оплаты воинских перевозок в системе МВД СССР от 10.05.1988 г. - термин распространился и на Министерство внутренних дел.
Важно! Термин «груз 200», «двухсотый» - скорее профессиональный военный жаргон, популярный, благодаря простоте и лаконичности. На самом деле, именно в такой формулировке понятие не фиксируется ни одним документом. Используют «гроб с телом умершего» или «цинковый гроб с телом умершего весом 200 кг».
Особенности перевозки тела
Часто возникает вопрос — почему именно цинк? Материал выбран из сугубо практических соображений — запах не распространяется, тело доставляется в относительно сохранном виде, на него не влияет окружающая среда. Кроме того, и сопровождающие в безопасности от воздействия микроорганизмов, инфекций.
Тело помещали в запаянный гроб, а его — в деревянный ящик. Чтобы перевозка была более мягкой, между металлическими и деревянными стенками засыпали опилки. Если гроб по время транспортировки ударялся, дерево смягчало удар, на металле не оставалось следов и вмятин.
Поскольку металл не подвержен коррозии, довольно прочный и недорогой, правила действуют до сих пор.
Какими документами сопровождается перевозка?
У сопровождающего должны быть документы, подтверждающие его личность. Дополнительно: свидетельство о смерти, багажный талон, справка о том, что тело не является источником и носителем опасных инфекционных заболеваний, справка о том, что ничего, кроме тела, внутри контейнера нет. Если было проведено бальзамирование, прилагается соответствующая справка.
Важно! Состав пакета документов индивидуален, зависит от многих факторов, включая причину и обстоятельства смерти.
Зловещий тюльпан
Парой понятия «груз 200» является «Черный тюльпан» - самолет АН-12. Поскольку он имел допустимую взлетную массу до 61 тонны, использовался для транспортировки грузов большого веса. В том числе, так отправляли на Родину гробы с погибшими. Понятие также появилось во время Афганской войны.
Интересно, что у самолета есть еще одно неофициальное название, полученное из-за формы - «брюхатый».
Важно! За один рейс такой «Тюльпан» мог перевезти около 18 гробов с сопровождающими. Само же понятие не является официальным. «Черный тюльпан» - специфический военный жаргон, а не настоящее название модели самолета.
Откуда взялось название? Самая популярная версия — в Ташкенте работало похоронное бюро «Черный тюльпан», в котором делали деревянные гробы для военного конфликта в Афганистане.
Обратите внимание! Единой версии происхождения довольно поэтического названия нет. Предполагают также, что черными тюльпанами обрамляли некрологи в афганских военных газетах.
Современный «двухсотый»
На сегодняшний день понятие распространилось на любой, транспортируемый разными способами, гроб с умершим. Не только с погибшим военным или сотрудников правоохранительных органов!
Пример: гражданский погиб на отдыхе или в командировке, тело нужно вернуть близким. Усопшего для сохранности помещают в специализированный гроб и деревянный ящик, условно именуют «двухсотым грузом».
Важно! Если предполагается перевозка на небольшое расстояние, специализированный гроб не обязателен. Именно расстояние влияет и на стоимость перевозки.
Как поступают с телом дальше?
Можно ли извлекать тело из оцинкованного ящика? Да, если это позволяет состояние тела и причина смерти. Если человек умер от заболевания, химического оружия, и тело может быть носителем потенциальной опасности, хоронят как есть — вместе с цинковым ящиком.
по горячей круглосуточной линии +7 (495) 032-11-34.
0 комментариев